Следование в дом тестя. Как известно, чуваши невест брали из других родов. И за этим строго следили. Чаще всего их привозили из других деревень. У удмуртов на этот счет имеется пословица, которая гласит: дым из печных труб жениха и невесты не должен смешиваться [Христолюбова 1975: 38]. Основные персонажи чувашской свадьбы - жених, старший и младший дружки, сват - отправлялись во главе поезда верхом.; Поезжане же использовали повозки [ЧГИ. №151: 118]. Явление это повсеместно типично. Именно так поступали в Китае [Бичурин 1848:79], так ехали сибирские татары [Томилов 1980: 32]. По дороге, особенно на перекрестках, поезд, останавливался, бросали кусочки хлеба, сыра, взятые с собой, а также монетки [ЧГИ.; №40:236]. Существовал архаический обряд хаярукдипарахни-обряд задабривания злых духов принесением денег [ЧГИ. №29:17-18]. На Развилке или перекрестке все поезжане во главе со старшим дружкой собирались в кучу и совершали три крута по ходу солнца. Затем все поворачивались лицом к солнцу и начинали молиться. При этом злого духа хаяр в молитве именовали ыра, т.е .добрым духом. Помолившись, закапывали в землю кусочек хлеба и 1-2 копейки. На подходе к деревне невесты противоположная сторона чинит разные препятствия. Сибирские татары, к примеру, перегораживали дорогу поезду жердями либо веревками. Пробиваться через них силой не было принято, ибо это говорило бы о бедности или жадности жениха [Томилов 1980: 32].
Рекомендовать:
|