Начало статьи в первой и во второй ее части
По отъезде невесты сошедшиеся из окрестных околодков народ и девицы толпами расходятся по домам, в числе мужчин увидишь и пьяных. Когда невесту привезут в дом жениха, то принимает её с лошади тот же хыйматлах «посаженый отец» на разостланную на дворе кошму собынчик или войлок кизе, на который родителями жениха кладутся деньги. Невеста наступает на деньги и берет их себе. Так как поезд возвращается с невестою почти всегда к вечеру, то после сего обряда запирают невесту спать в клеть с золовками или другими родственниками жениха. Те поезжане, которые не сродни жениху выпивши пива и винца, разъезжаются по своим деревням; находившиеся же в церемонии, равно и родственники остаются у жениха отдыхать до следующего утра, для исполнения окончательных обрядов. Это называется шилик ирдеряс, то есть «проводить, или окончить, шилик» (устроенные на дворе для церемонии лавки). Поутру невесту выводят в том же наряде и под покрывалом из клети, где она ночевала с девицами, и вместе с женихом отправляют для венчания в приходскую церковь, куда с ними едут посаженый отец хыйматлых и дружка с женою (свахою); ездят с ними и другие родственники. По окончании венчания, по приезде в дом жениха, сваха снимает покрывало с новобрачной и голову у нее убирает по-женски сарпаном и масмаком, в уши вдевает проволочные серьги алга и наряжает сверх того молодую в хошпу (женский парадный наряд под № 3-м). Затем начинаются следующие церемонии: Новобрачных и дружку с женою его (свахою) становят на дворе среди устроенных лавок шилик и покрывают всех четверых кошмою; свадебный глава той бось, помолившись на восток богу, с яичницею в чашке, приготовленною жидко на молоке, отведает сначала это кушанье, а потом плещет по ложке на покрытых кошмою, по порядку, начиная с молодого, с тем чтобы новобрачные были белы, чисты, как в яичнице молоко, и чтобы наслаждались они во всю жизнь свою счастием, как яичница в молоке плавает. После сего полдружка и две девицы поочередно пляшут под звуки пузыря, а одна из девиц пляшет, держа в руке на спичке вареную и молоке небольшую лепешку сюмах, с которою она, по окончании пляски, проходит между стоящих под кошмою новобрачных; у этой плясуньи молодая тут же выкупает лепешку за 10 или 20 копеек. Эта пляска называется хирь сюмах, то есть «девичья лепешка». Молодые входят в избу, в которой все церемониальные лица и родственники садятся кругом по лавкам и нарам, держа в руках по ковшу пива, и молодая начинает им раздавать дары и кладет оные на ту самую руку, в которой у них ковш с пивом корга; само собою разумеется, что она дарит начально свекра, свекровь,свадебного главу той бось, жену его, посаженого отца хыйматлых, жену его, дружку с женою, полдружку, пузырников, служителя пюлюхся, а затем родственников, сидящих рядам по старшинству. Дары мужчинам состоят из рубах, холста кюбе пюлих, то есть «нарубашечный стан», а женщинам из головных уборов сарпанов, масмаков, но, впрочем, и им дарит молодая рубахи или холст; музыкантам же, пузырникам, сверх того платит сам молодой деньгами по целковому или по полтиннику. Когда новобрачная раздаст всем дары, жена дружки шаха опрашивает каждого по порядку: доволен ли подарком? На это отвечают вое: довольны, но хотя и отвечают они так, а случается, что некоторые остаются недовольны, и в таком случае сии последние подарки свои выносят на двор и развешивают на березке, поставленной среди устроенных лавок шилик, а молодая забракованные подарки тут же заменяет другими.
По окончании этой церемонии молодая подносит каждому из обдаренных по ковшу пива, а они кладут ей в ковшик деньги, гривенник, четвертак, полтинник и даже некоторые по целковому, смотря по карману, и каждый при том целует молодую. После такого угощения и дани со стороны гостей молодую ведут в лачугу лась; муж ожидает ее на крыльце, и когда она спускается с крыльца, он наступает ей на ногу, дабы узнать, не застенчива ли она. При входе молодой в лачугу полдружка с одною девицею держат у порога, поперек, лоскуток холста, шириною пальца в два, через который молодая должна перешагнуть; подружка в это время у девицы или девица у него лоскуток сей вырывает из рук, и кто успел это сделать, у того молодая лоскуток выкупает за 10 или 20 коп. Этот лоску ток холста называется бирих парни, то есть «бирихов подарок», а бирих у чуваш небольшой языческий божок. Наконец, по выходе из лачуги, один из молодцов, который умеет шутить и говорить прибаутки, называемыйшабас, встав на устроенные лавки шилик, гласит следующие слова:
Нарт нарт кувагал! «Ути, ути, утка! Шта каян кувагал? Куда идешь утка? Сярык касма каядып. Репу резать иду. Сярыкне Кама барадын? Репу кому подаришь? Чиберь ингине барадып. Хорошенькой невесте подарю. Вот изъяснение сих стихов: Утка есть новобрачный. Полет к репе — прибытие новобрачного к своей жене. Резание репы — откровение чистейшей любви и брачное ложе. Дарение репою — отдание своего сердца жене. Означенный оратор называется шабас, вероятно, от русского «шабаш», потому что этим заканчиваются значительные обряды во время свадьбы. После таких восклицаний молодых запирают в клеть, и они остаются там не более, как часа с два, после чего подымает их сваха или сноха молодого. По «шествии с брачного ложа молодой дают ведра с коромыслом, и золовка, а за неимением ее другая девица из родственниц, ведет ее к воде, необходимой потребности человеческого жития; за ними идут с гайканьем дружка, полдружка, девицы и холостяки, оседлавши кто кочергу, кто сковородник, кто помело, а другие палку. Когда золовка приведет ее к источнику, кладет в ведро грош, который молодая берет себе, но когда она станет наливать воду, золовка трижды выливает у нее из ведер, пиная ногою, а на четвертый раз, налив, воды, возвращаются домой с теми же криками и верхом на палках. Дома молодая варит яшку, которую все едят, как кушанье, приготовленное новобрачного невесткою или новым человеком, ибо по-чувашски молодая называется синь сан, то есть «новый человек», по случаю поступления ее в круг потомков другого родоначальника. После сих церемоний родственники пьют еще с сутки и тем прекращается, наконец, пир свадебный, а с прекращением пира убирают и устроенные на дворе лавки шилик.
По окончании свадебных обрядов у новобрачных бывают следующие визиты:
1-е. Через неделю после свадьбы ездят новобрачные с родителями своими к тестю в гости с пивом; поездка сия называется сарпан сыры, то есть «сорбанный пир», а сарпан у чувашских женщин — головная повязка вроде полотенца с вышивками по краям и концам, которой молодая повязывает после венца девичью свою голову. 2-е. Недели через три или через месяц после этого пира ездят они также к тестю с пивом, вчетвером или впятером с родителями своими и с одним из родственников. Поездка сия называется поза сыры, то есть «посконное, или пеньковое, пиво», потому что в это время, летом, поспевает пенька на полях, и чувашские женщины начинают собирать ее, в том числе и новобрачная у своих родителей. 3-е. Через полгода после свадьбы молодые ездят к тестю с своими родителями и родственниками, всего в числе 12 человек, с пивом, и пируют там дня с три. Пир сей называется тарна, то есть «обращение к родителям», или «отзывки», у русских бывающие дня через три после свадьбы. У чуваш отец дарит в этот приезд дочь свою лошадью, коровою, овцами, пчелами, если они у него есть, гусями и индейками. Этот обычай походит на азиатский, когда дочь у степного жителя удаляется в другие аулы или горы, и как будто указывает, что чуваши действительно вышли из-за дальних гор, во время нашествия на Болгары монголов. 4-е. Через полгода после сего отцы с роднёю, тоже человек до 12, ездят с пивом к молодым и пьют дня с три, что называется худа кирьмя, то есть «сватов приезд», потому что тогда пируют новые сваты из другого рода, откуда взята новобрачная. На всех вышеприведенных пирах пляшут и новобрачные, а до того пляска для них считается непозволительною, но пузырной музыки во всех сих случаях не бывает, а звучат одни известные гусли кусля, перешедшие к чувашам от русских.
Рекомендовать:
|