Как-то
раз пришлось помогать батюшке во время Крещения. Когда таинство
закончилось и мы уже собрались уходить, в крестильный домик вошла
женщина с маленьким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными
чертами лица. Женщина стала просить окрестить ее сына, говоря, что сегодня они уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным отцом. "Есть
ли на вас нательный крестик?" - спросил у него священник. "А зачем?" -
ответил тот вопросом. "Как это - зачем? Ведь вы православный человек?" -
"Нет, я мусульманин", - последовал неожиданный ответ. Этот
анекдотический эпизод наглядно показывает, как несерьезно люди подходят
к избранию крестных родителей. Огромное большинство "кумов" не
соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы,
не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста
на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм
"принять для храбрости"; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с
обильной косметикой. И практически никто не знает, кто-такие крестные,
для чего они нужны и в чем их обязанности. По
традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой
день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и
покаяния - двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с
древних времен появились "крестные" - люди, за веру которых крестят
младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18
лет крестные не нужны). Крестным может быть
только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей
вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке -
только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и
другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена
крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне
годятся в крестные родители. После погружения
младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника.
Отсюда славянское название - восприемник. Тем самым он на всю жизнь
берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и
ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде. Крестные
родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их
вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и
их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От
тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его
самого, и воспринятого от купели младенца. По законам Православной Церкви восприемниками (крестными) не могут быть: 1)
дети ( по указам Св. Синода 1836-1837 гг. восприемник должен быть не
моложе 15 лет, а восприемница не моложе 13 лет), потому что они еще не
способны ручаться за веру крещаемого, да и сами недостаточно знают
православную веру; 2) люди
безнравственные и безумные: первые потому, что они самим образом жизни
не заслуживают быть крестными, а вторые - потому, что по болезни не
способны ни ручаться за веру крещаемого, ни учить его вере; 3) неправославные - восприемниками православных; 4) родители - восприемниками своих детей.
Рекомендовать:
|