Крестины - домашний праздник, праздничный обед в день совершения таинства крещения.
В этот день раньше приходили только самые близкие и дорогие люди
проведать младенца и родителей. Навещать новорождённого разрешалось
только замужним женщинам, имеющим детей. В наше время на крестины
приходят не только родные, друзья семьи, но и товарищи по работе. На
крестины обычно приносят дорогие подарки и много угощений, чтобы
освободить ещё неокрепшую хозяйку от излишних волнений и забот,
связанных с подготовкой стола. У наших предков
первой и главной фигурой на крестинах почиталась бабушка, или
повивальная бабка (акушерка, приёмница), принимавшая роды, от которой в
немалой мере зависели благополучный исход, появление на свет здорового
младенца и состояние здоровья матери. О целительных руках повивальной
бабки и её Богом данном даре в народе ходило много добрых присказок,
пословиц и поговорок, например: «Бог с милостью, а бабка с руками»; «Не бабка, а угадка»; «У всякой бабки свои ухватки»; «Бабка придёт, всякому подсобит». Хорошие бабки были нарасхват, о чём свидетельствует поговорка: «Таскают, что повивальную бабку». И названия обрядовых крестильных блюд связаны с ней - бабкина каша, бабкины пироги. Бабкины пироги
- это мелкие выпечные изделия из сдобного дрожжевого теста
разнообразной формы: плюшки, бублички, булочки, бантики, сердечки,
лилии, розочки, снопики, крендельки, подковки, заячьи ушки, бараньи
рожки. В прошлом искусством изготовления этих нередко замысловатых,
забавных, смешных и милых булочек владели не только пекари-ремесленники,
но и очень многие домашние хозяйки. Но постепенно стало забываться
искусство изготовления интересных и самобытных бабкиных пирогов в
домашних условиях - всё большее предпочтение стали отдавать купленнным в
магазине тортам и пирожным и почти окончательно вышли из обихода эти
милые обрядовые изделия. Бабки-повитухи пироги с
шутками ломали, пробовали на вкус, ели с борщом за праздничным столом.
Женщин, которые приходили проведать ребёнка, угощали пирогами (в
Беларуси сохранилось древнее название этого пирога - «скрушок»). Особую
роль в родинах и крестинах играла и каша, которую варила бабка-повитуха
и приносила роженице в дом. Все присутствующие оспаривали право разбить
горшок с кашей. Бабкина каша (кутья) отличается от постного колива (сочива), подаваемого в сочельники
Рождественский или Крещенский, тем, что она «богатая», то есть
скоромная, сытная, питательная и вкусная. Это было главным блюдом на
столе, им угощались, сытно ели, в отличие от колива, которое лишь
вкушали по щепотке или по чайной ложке. В отличие от обычной каши
крестильную готовили на молоке, даже крупу замачивали в молоке. В кашу
клали много масла. Как знать, может, от крестильной каши и пошла
поговорка «Кашу маслом не испортишь». Во всяком случае для бабкиной каши
не скупились на такие добавки, как молоко, сливки, масло, яйца. Готовую
кашу украшали половинками варёных яиц. В крестильной каше запекали
курицу или петуха, в зависимости от того, родилась девочка или мальчик.
Вместе с кашей приносили яичницу, студень, запечённый окорок, драчену, ватрушки и непременно бабкины пироги. «Бабину
кашу» подавали в конце праздничного обеда, когда начинался «торг» за
неё, который продолжался часами. Сначала вносили не настоящую «бабину»
кашу, а горшок с картошкой, тыквой и даже котом. Самую
высокую цену обычно давал кум (крёстный отец ребёнка). Ему и доставался
горшок с кашей, который он, подняв высоко над головой, разбивал об угол
стола. Черепки разлетались, каша рассыпалась. То, что оставалось в
руках, клали на стол, чтобы потом съесть. Деньги отдавались либо только
молодой матери, либо делились между нею и «бабой». Немного каши съедала
мать, остальное ели гости и брали часть с собой для своих детей. Каша,
скорее всего, символизировала продолжение рода, что подтверждается и
таким обычаем: если в доме были молодые бездетные подруги, горшок нужно
было разбить так, чтобы как можно больше черепков и каши полетело в их
сторону. По народным верованиям, это должноо было «обеспечить» молодым
продолжение рода. Отца окрещённого младенца
кормили бабкиной кашей «с потехой», то есть с добавлением в неё хрена,
перца, горчицы или соли сверх меры, приговаривая: «Отведай-ка, каково
жене было рожать, сладко ли, горько ли, солоно ли». Молодой отец должен
был съесть «потешную» бабкину кашу и заплатить за неё звонкой монетой.
Молодую мать одаривали грецкими орехами, чтобы прибывало молоко.
Существовал этот обычай «бабиной» каши у белорусов и русских. Бабка
угощала кашей детвору, чтобы другие дети были благосклонны к
новорождённому, не обижали его в играх, оказывали своё покровительство. В
обычае было одаривать детей и другими лакомствами - орешками, бобами
или горохом, чтобы ребёнок был речист, разговорчив, в карман за словом
не лез, чтобы слова сыпались как горох. Считалось, что если ребёнок
картавит, шепелявит, то надо наполнить рот орешками, бобами или в
крайнем случае мелкими камешками, чтобы развивать чистый выговор,
красивое произношение, чтобы не было «каши во рту». В наше время при праздновании крестин в качестве бабиной каши дают конфеты, печенье, торт, которые традиционно подают в горшке.
Рекомендовать:
|